Подготовка к светлому празднику рождества христова. Рождественский пост – подготовка и ожидание Встречи Подготовка к рождеству с детьми

Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Рождественский Пост длится сорок дней. Начинается он 15-го /28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря /6-го января. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 20-го декабря /2-го января, начинается пятидневное “предпразднство” наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, “Сочельник”, 24-е декабря /6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется “Сочельник”, а вернее — “Сочевник”, от слова “сочиво”, что значит — отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (21-го ноября/4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например — в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Как проводить время постов

По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты - к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты - к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты - предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Как приучить себя к посту

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

По материлама сайта «Православие.ру»

Как подготовиться к Рождеству?

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества. Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя — это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник — совершенно особый, и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями. И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост — это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения. Пост — это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста — превратить свое сердце из вертепа — то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние) — в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу. Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие — это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временно е измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня — так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений — ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» — оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано — значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь — это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность — человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост — время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым.

Фото Александра Курочкина и из архива редакции

Рождественский пост – особое время в году, когда мы ожидаем Рождество Христово и готовимся к его встрече. Время поста приходится на последний месяц года и для многих связан с подведением итогов. Для школьников и студентов - это время последних контрольных работ, зачетов, экзаменов. И для людей работающих – это тоже время отчета...

Подведение итогов
Сдавая зачеты или готовя очередной отчет, мы не всегда вполне осознаем, что подводим очередную черту под нашей жизнью. Просто делаем то, что от нас ожидают и требуют. А ведь как полезно задуматься: как прожит этот год? Чему я научился, с чем справился, что узнал, понял, решил, сделал, кому помог? Особенно важно сделать это на пороге очередного года от Рождества Христова. Определиться: где я, кто я, – чтобы решить, куда мне дальше, все ли я сделал, что мог, на что еще способен, над чем еще необходимо потрудиться, кому помочь?

Еще более глубокий смысл приобретает это время накануне Рождества в свете многодневного поста-приуготовления.

Подготовка
Заботясь о телесном, а прежде о душевном здравии своих чад, мать-церковь предлагает нам в Рождественский пост время воздержания, размышления и молитвы.
Особенно замечательно это время в России, когда природа засыпает: нет уже ни ярких летних цветов, ни разноцветных осенних листьев. Все - белым-бело. Также пора убелить и душу – очистить в Таинствах Исповеди и Причастия. С этой целью больше, чем обычно, людей спешат на вечернюю службу: стар и млад, бедный и богатый. И все равны перед Богом. Всех ожидает его неизреченное милосердие.


Внимание к своей душе в Исповеди и соединение со Христом в Причастии – главное в подготовке к светлому празднику Рождества Христова. Это внутренняя сторона предрождественских забот. Но есть и внешняя. И хотя внешние заботы умалены перед внутренней подготовкой, они все же являются неотъемлемой частью подготовки к празднику.

Какие родители не позаботятся об особом празднике для детей? Какая хозяйка не приготовит славный праздничный стол? В какой семье дом не украсят еловыми ветками и игрушками? В этой традиции, складывавшейся веками, отражается и благоговение перед церковным праздником, и радость Рождества Христова, и желание разделить ее с родными и близкими, приобщить к ней даже самых маленьких.

Непревзойденных образов предрождественских радостей и забот на Руси полно в произведении «Лето Господне» русского писателя Ивана Шмелева. На страницах этой «иконы в слове» русской жизни переплетаются внимание к себе и широта народной души, радость и почтение к Празднику, многозаботливость и размеренность приготовления.

Близится Рождество: матушка велит принести из амбара «паука». Это высокий такой шест, и круглая на нем щетка, будто шапка: обметать паутину из углов. Два раза в году «паука» приносят: на Рождество и на Пасху. Смотрю на «паука» и думаю: «бедный, целый год один в темноте скучал, а теперь, небось, и он радуется, что Рождество». И все радуются. И двери наши, – моют их теперь к Празднику, – и медные их ручки, чистят их мятой бузиной, а потом обматывают тряпочками, чтобы не захватали до Рождества: в Сочельник развяжут их, они и засияют, радостные, для Праздника. По всему дому идет суетливая уборка…

«Белят» ризы на образах: чистят до блеска щеточкой с мелком и водкой и ставят «праздничные», рождественские, лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звезды. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, – и это напоминает чистый, морозный снег. Изразцовые печи светятся белым матом, сияют начищенными отдушниками. Зеркально блестят паркетные полы, пахнущие мастикой с медовым воском, – запахом Праздника. В гостиной стелят «рождественский» ковер, – пышные голубые розы на белом поле, – морозное будто, снежное. А на Пасху – пунсовые розы полагаются, на алом …

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь,– тычинки. У нашей ёлки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает…

Ожидание
В Новый год и Рождество каждый, даже атеист, ждет чего-то необычного особенно, ждут его дети. Так уж повелось, что именно в этот праздник они оказываются в центре внимания. Да и как же иначе? Младенец Христос рождается. Родительская забота, праздничные гулянья, подарки под елкой – все это многим запоминается на всю жизнь. Яркие образы и впечатления светлого праздника согревают многие годы спустя. Помнится праздник души.
На долгие годы запоминается ожидание чего-то радостного, сказочного. Надежда на то, что вот-вот обязательно произойдет нечто важное, доброе, неземное.

Встреча
На Руси великий праздник Рождества встречался всеми православными. Детьми и стариками, богатыми и бедными, здоровыми и немощными. И даже теми, кто был отделен от общества. В «Записках из Мертвого дома» Федора Достоевского есть трогательное описание приготовления и празднования Рождества на каторге.

«Наступал праздник рождества Христова. Арестанты ожидали его с какою-то торжественностью, и, глядя на них, я тоже стал ожидать чего-то необыкновенного …

Уважение к торжественному дню переходило у арестантов даже в какую-то форменность; немногие гуляли; все были серьезны и как будто чем-то заняты, хотя у многих совсем почти не было дела. Но и праздные и гуляки старались сохранять в себе какую-то важность... Смех как будто был запрещен. Вообще настроение дошло до какой-то щепетильности и раздражительной нетерпимости, и кто нарушал общий тон, хоть бы невзначай, того осаживали с криком и бранью и сердились на него как будто за неуважение к самому празднику.

Это настроение арестантов было замечательно, даже трогательно. Кроме врожденного благоговения к великому дню, арестант бессознательно ощущал, что он этим соблюдением праздника как будто соприкасается со всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, погибший человек, ломоть отрезанный, что и в остроге то же, что у людей. Они это чувствовали; это было видно и понятно».

Чтобы встретить Великий праздник в полноте, нужна внутренняя готовность к Встрече. Внимание к собственной душе. Действенная христианская подготовка к Рождеству Христову, утвержденная самой Церковью – пост. Рождественский пост, как и всякий другой, - это понуждение себя к примирению, воздержанию, милосердию, молчанию, смирению…

Не смог понудить себя за несколько недель декабря, остается еще неделя января. Не так мало. Однако для многих постящихся именно эта неделя – самая сложная. Ведь наступление нового года большинство россиян празднует по григорианскому стилю, а Рождество, разумеется, – по юлианскому. Вот и получается, что на последнюю, самую строгую и такую важную для внутренней подготовки к Празднику неделю поста, выпадает новое испытание – коллеги, друзья, родственники приглашают в гости. И, от человека требуется особое внимание, чтобы, с одной стороны, проявить почтение и любовь к ближним, а с другой – сдержать себя не только за столом, но и в слове, мысли и чувстве.

Большая поддержка в этом деле – появившаяся в последние годы возможность ежедневного участия в Литургии и вечерней службе. В первую неделю января ведь многие не работают. Во время службы сознание и чувства приходят в порядок, сосредотачиваются на мысли о грядущем в мир Спасителе. Есть возможность поучаствовать в подготовке, украшении храма к Святкам. Здесь, за церковной оградой – лучшее место для подготовки к Встрече с Богомладенцем Христом. И здесь же, уже начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене слышится:

«Христос раждается, славите,
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Ольга, прихожанка храма Ксении Петербургской

Церковное новолетие - 14 сентября по новому (1 сентября по старому) стилю. С этого дня начинается новый богослужебный круг. Со дня церковного новолетия до Рождества Христова молитвенно воспоминаются многие праведники Ветхого Завета, жившие до Рождения Христа.

Предпоследнее воскресенье перед Рождеством - Святых Праотец - посвящено воспоминанию всех праведников дохристианской эпохи, живших верой в грядущего Спасителя. Воскресенье Святых Отец - последнее воскресенье перед великим праздником - посвящено воспоминанию всех предков Иисуса Христа, которые жизнью своей, плотью своей послужили тому, чтобы родился Спаситель.

Первый великий праздник богослужебного круга - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю). Это событие стоит на стыке Ветхого Завета и Нового. Праведники ветхозаветного времени, Иоаким и Анна своей благочестивой жизнью и подвигом любви к Богу и людям послужили тому, что Бог доверил им стать родителями Пресвятой Девы Марии, которая соединила Небо и землю. Она станет той "Лестницей", по которой Бог придет в наш мир.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) - новый этап осуществления плана Божиего о нашем спасении.

Благочестивые родители Девы Марии, прожившие в дружном супружестве пятьдесят лет, дали Богу обет: если у них родится ребенок - посвятить его Богу. Они хотели принести в дар Творцу самое дорогое, что может быть в жизни - человеческую душу. Уже во чреве матери Дева Мария согревалась материнской молитвой и любовью. Три года, проведенные Ею в родительском доме, научили Ее доверительной любви к Богу. То, что Она на четвертом году от рождения с радостью идет жить в Иерусалимский храм, свидетельствует о зрелости, пусть и на детском уровне, Ее личных отношений с Господом. Ведь маленький ребенок может пойти жить только к тому, с кем связан узами любви.

Эти два Богородичных праздника духовно подготавливают верующих людей к встрече Рождества Христова: рождается Та, в Которой Сын Божий примет нашу человеческую природу, а Введение Ее во храм указывает, как необходимо человеку искание Бога и стремление к Нему. Ведь именно духовная жизнь юной Девы Марии в храме достигала Небесных вершин, когда Она, стараясь во всем исполнять волю Творца, входила в таинственные глубины богообщения в обетовании храма Истинного Бога. Именно в молитвенной обстановке храма произошло духовное созревание и возрастание Пресвятой Девы до той степени, что Бог доверил Ей стать Матерью Божиего Сына.

Дева Мария стала Храмом Божества. В Ней жил Бог. Святая Церковь ведет своих духовных чад - православных христиан - к тому, чтобы в сердце каждого верующего родился Христос, чтобы человеческая душа стала домом, обителью Бога. Как весь мир в течение тысячелетий был подготовляем к тому величайшему событию, когда Бог родится на земле, станет Человеком и войдет в человеческую историю, так и человек должен подготовиться и созреть для того, чтобы самому стать духовным участником этого события через участие в церковном богослужении. Чем лучше и серьезнее православный христианин готовится к Рождеству, тем больше духовной радости и благодати он сможет принять в свое сердце.

Такому пути к Рождеству и содействует Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

С праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в церквях начинают петься рождественские ирмосы: "Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися".

По-русски это песнопение можно перевести так: "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу, вся земля; и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился".

Девятый рождественский ирмос по-русски звучит так: "Вижу необычайное и чудное Таинство: пещеру - небом; Деву - престолом херувимским; ясли - вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем".

Эти песнопения настраивают православного христианина на духовный труд, ведущий к личной встрече с Богочеловеком Иисусом Христом. Ведь яслями, кормушкой для скота, в которые положили рожденного Богомладенца, должна стать наша душа, в которую хочет войти Христос.

В праздник святителя Николая Чудотворца (19 декабря по новому стилю) в православных храмах начинает петься стихира предпразднства Рождества - песнопение, призывающее готовиться к празднику.

Рождественский пост менее строгий, чем Великий или Успенский. Во время него не благословляется мясо-молочная пища, а по средам и пятницам - и рыбная. Более строгим Рождественский пост становится в последние дни - со 2 января. Разумеется, пост должен заключаться не только в пище. Христиане в дни поста уклоняются от развлечений и жизненных удовольствий, усиленно стараются делать добрые дела, в том числе побеждать гнев и разделения, прощать обиды. И конечно - больше молиться и читать Евангелие, чаще ходить в храм, чаще исповедоваться и причащаться.

В канун праздника Рождества Христова - особо строгий пост и очень трогательное богослужение, когда мы вплотную приближаемся к событию всемирного значения - Пришествию Бога на землю.

В Рождественский сочельник по возможности не едят до сумерек. Разумеется, нужно учитывать духовные и телесные силы каждого человека.

И, конечно, самая главная подготовка к Рождеству - примирение с людьми, покаяние и Причащение Тела и Крови Христовых.

Пост, церковные праздники и богослужение ведут нас к встрече с Богом, с Которым мы исправляем нашу земную жизнь и вступаем в Вечную.

В ночь перед Рождеством силы добра и зла встречаются на земле и не покидают ее до тех пор, пока не наступит праздник Крещения...

Православное Рождество, как и католическое, празднуется в память о рождении Иисуса Христа, который подарил всем нам святую веру в бессмертие человеческой души.

Готовимся к Рождеству Христову

Наши предки начинали подготовку к Рождеству еще на рассвете 6 января. Собственно говоря, готовились к сочельнику, или, как его называют в Украине, – Святому вечеру. Верили, что если подготовка пройдет по всем правилам, то Божья помощь всегда будет в семье. Так почему бы и нам с вами не взяться за дело?

Проснуться придется задолго до того, как наступит утро. Ведь чтобы приготовить кутью – главное блюдо к праздничному столу – следовало встать в 2 часа ночи. Зерна пшеницы, замоченные еще с вечера, нужно было засыпать в абсолютно новый глиняный горшочек и залить водой. Все эти действия сопровождались молитвами, а думать полагалось только о хорошем и светлом. Считалось, что от того, с какими мыслями хозяева готовят кутью, зависит и сила Божьей помощи, на которую может рассчитывать семья.

Продукты, из которых готовилось блюдо, имеют важное значение:

зерно символизирует жизнь;

мед – здоровье, благополучие;

мак – достаток в семье;

орехи – символ мудрости.

Готовили кутью в печи, причем дрова складывали особым образом и поджигали их от «живого» огня, который добывали трением дерева о дерево. Конечно, сегодня процесс приготовления Божьей еды (именно так называли кутью) стал намного проще, но не стоит забывать, что самое главное – мысли человека во время этого приготовления ритуального блюда. Думайте о хорошем!

К Святвечеру пекли и кныши – маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков (по преданию, души умерших предков незримо присутствуют за семейной трапезой).

Стол, за которым соберется вся семья, тоже надо подготовить к праздничной трапезе. Как? Прежде всего необходимо положить на столешницу тонким слоем сено, поверх него – чистую белую скатерть (считалось, что она предназначена для добрых душ). Затем в четырех углах стола нужно разместить по головке чеснока (защита от нечистой силы) и, наконец, покрыть стол второй скатертью (эта скатерть – для людей).

Дидух – дух предков

Теперь самое время установить на столе обязательный магический атрибут праздника – соломенный оберег, сноп-Дидух, или Дидух-Рай. С одной стороны, это дар силам природы, с другой – символ рода, воплощение славянского бога Коляды (бога торжеств и мира), а еще – тайное место, в котором находят временное пристанище духи дедов-прадедов, покровителей дома. Чтобы при изготовлении оберега солома не ломалась, ее смачивали святой водой.

После Дидуха можно было и угощение расставлять: кутья в нарядной керамической мисочке, кныши на ломтях хлеба и 12 (по числу апостолов – учеников Христа) постных блюд, среди которых постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, гречневая каша, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пирожки. Непременно подается и узвар – напиток из сушеных фруктов и ягод. Он символизирует связь с предками – в идеале плоды и ягоды должны быть из родительского сада.

А когда праздничный ужин заканчивался, вся молодежь выходила на улицу – с этого вечера начинали колядовать (правда, в Святвечер нужно вернуться домой до полуночи, иначе нечистая сила может унести с собой). Пришла веселая святочная пора, а вместе с ней – шумные игры, гуляния и девичьи гадания.

Делаем оберег

Чтобы сплести Дидух, понадобятся сухие колоски пшеницы (можно купить в магазинах декора). Сложите и перевяжите ниткой 3 снопика по 7 колосков в каждом. Соедините все снопики, оплетите соломенной косичкой из оставшихся колосков. Низ Дидуха разделите на 3 части, каждую перевяжите в 2 местах и подрежьте так, чтобы фигурка обрела устройчивость.

Рождественские приметы и поверья

– В Рождество ни в коем случае нельзя шить и заниматься хозяйственными делами.

Добрая примета – если на Святую вечерю придут одинокие, бедные и неприкаянные люди. Их следует усадить за стол и щедро угостить.

– На Рождество нельзя злиться, ссориться, ругать детей и говорить что-то нехорошее – если блуждающие под окнами злые силы это услышат, тогда все плохое, что вами озвучено, сбудется.

– Встречать Рождество в старой одежде – к бедности, поэтому нужно нарядиться в обновки.

– На Рождество принято зажигать свечи – они привлекут в дом тепло и богатство. Гасить свечи не нужно, пусть они сами догорят. Одну свечу зажгите в память об усопших родственниках.

– В Святвечер старались не брать в долг, чтобы потом не нуждаться целый год.

– Читают заговор на милость судьбы:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как сын Божий ко всем милостив и терпелив,

Как Он всех на земле прощает,

Всех любит, жалеет, благословляет,

Так бы и судьба ко мне была

Милостива и благосклонна.

Ключ, замок, язык. Аминь» .

Богатая кутья

Маковая

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Мак – 100 г

– Изюм – 50 г

– Грецкие орехи – 100 г

– Мед – 50 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

В ночь перед Святым вечером промойте зерна пшеницы и замочите в холодной воде. Утром залейте пшеницу 4 стаканами воды и варите 3-4 часа, время от времени подливая воду. Мак залейте кипятком, дайте постоять около часа. Слейте воду, добавьте сахар и разотрите в ступке пестиком до появления макового молочка. Изюм запарьте кипятком, через 20 минут слейте воду. Орехи прокалите на сковороде и измельчите (не слишком мелко) скалкой. Мед разведите теплой кипяченой водой. Перед подачей на стол смешайте сваренную пшеницу, растертый мак, орехи, мед. Разбавьте узваром – кутья не должна быть слишком крутой.

С Халвой

Ингредиенты:

– Пшеница – 2 стакана

– Мак – 250 г

– Мед – 100 г

– Орехи – 150 г

– Халва – 50-100 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

Пшеницу хорошо промойте в холодной воде и варите до размягчения (примерно 3 часа). Мак промойте под горячей водой. Воду аккуратно слейте, мак перетрите с сахаром до молокообразного состояния. Охлажденную пшеницу перемешайте с маком, добавьте мед, порезанные ножом орехи и халву.

Традиционная

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Грецкие орехи – 0,5 стакана

– Мед – 2-3 ст. ложки

– Изюм – 0,5 стакана

– Узвар (напиток из сухофруктов, рецепт приготовления см. ниже) – 1 или 2 стакана (по желанию)

Приготовление:

Промойте пшеницу под проточной водой и замочите на ночь. Утром отварите зерно до готовности. Отдельно измельчите орехи (в блендере, ножом или с помощью скалки). Перед самым ужином в охлажденный узвар (берется только жидкость, без сухофруктов) добавьте пшеницу, изюм, орехи, мед.

Узвар – напиток из сухофруктов

Медовый

Ингредиенты:

– Мед – 100-150 г

– Сухофрукты – по 100 г яблок, груш, вишен, чернослива, изюма и кураги

П риготовление:

В эмалированную кастрюлю поместите перебранные и промытые сухофрукты, залейте 2-2,5 литрами воды, добавьте мед и поставьте на огонь. Чтобы в напитке сохранились все полезные свойства ягод и фруктов, узвар нужно не варить, а «взваривать» – то есть доводить до кипения. Если не хватает сладости – можно всыпать сахар по вкусу. Затем позвольте узвару настояться в течение 5-6 часов в прохладном месте.

Лимонный

Ингредиенты:

– Сушеные яблоки – 100 г

– Сушеные груши – 100 г

– Чернослив – 50 г

– Лимон – 1/2 шт.

– Мед – 2-3 ст. ложки

Приготовление:

В кастрюлю налейте 3 л воды, поставьте на огонь и доведите до кипения. Когда вода закипит, добавьте в нее сухофрукты и порезанную на дольки половинку лимона. Как только жидкость закипит во второй раз, снимите кастрюлю с огня и накройте крышкой. Примерно через полчаса, когда узвар немного остынет, добавьте мед, перемешайте. Поставьте в холодное место на 5-6 часов.

Вверх