Конспект урока Наша дружная семья план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему. "Наша дружная семья. В школе" презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему Общение наша дружная семья окружающий мир

Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе (ФГОС)

Тема: «Наша дружная семья»

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

    Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

    Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

    Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

    Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

    Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

    Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

    Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

    Уметь различать родственные взаимосвязи.

    Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

Для учителя:

    Фотографии семей учащихся.

    Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

    Презентация.

    Название темы урока: «Наша дружная семья».

    Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,

    Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»

    Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи» .

    Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

    Оборудование для строительства «дома мечты»: «кирпичики» (8 шт.) из набора «Волшебные мешочки», 2 домика, 2 забора, 2 куста с наклеенными словами.

    Куклы, изображающие членов семьи («Волшебные мешочки»).

Для учащихся:

    Смайлики.

    Карандаши, фломастеры, ручки.

    Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.

    Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.

    Фишки («Математические кораблики»)

    Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

    Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.

    Презентации для выступлений..

Предварительная работа: каждой семье заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

Ход урока:

I. Организация класса

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

II. Актуализация знаний.


- Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др. (Демонстрация выставки)

О чем же пойдет речь сегодня?

III. Самоопределение к деятельности

А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 1/

На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

IV . «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

1)- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья ? Наш ученик Бурлаков С. поработал дома с энциклопедией, словарем, Интернетом, и вот что у него получилось (выступление).

Дополнение учителя:

1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

( Материал из Википедии - свободной энциклопедии )

Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

Но и в наше время есть очень большие семьи, например Испанская семья

Американская семья

Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем Афанасьеву Э.

2) Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

3) Работа с учебником.

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.

Как вы думаете, что такое культура общения ? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье .(практическая работа)

А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них. (выступление Мишина И.).

V .Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 ряд и не могут – 2 ряд:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

VI .Физкультминутка Актуализация знаний (слайд 4)

Загадки:

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)

11 Переведи на русский язык: der Bruder (брат)

12 Как называют сына брата или сестры? (племянник)

Первичное закрепление. Работа с отгадками

Соберите в группы людей одного поколения. Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата

VII . Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей

(слайд 5)

Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: Игошин Н., Елисеев С.и семья Родионовых. (выступление учеников и их родителей)

VIII . Рефлексия (слайд 6).Проектная творческая деятельность.

Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

IX . Подведение итогов урока

X . Домашнее задание.

Учебник: стр.42-45,

Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5

Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы с фотографиями)

Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)

Анализ урока

Урок

Для каждого человека огромную ценность представляет его семья. Это самые близкие люди, которые окружают нас с рождения: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. От того, какие отношения царят в семье, зависит и то, счастлив человек или нет, сможет ли он построить крепкую и счастливую семью, когда повзрослеет.

История создания семьи

Ученые до сих пор не могут точно сказать, как и кем была образована первая семья. Благодаря археологическим раскопкам в пещерах стало известно, что древние люди жили небольшими группами. Правда, определить, были ли это семьи в теперешнем понимании, невозможно. Но даже в те далекие времена мужчины добывали пропитание для своей группы, а женщины заботились о потомстве.

Рис. 1. Первобытные люди.

Семьи существовали еще в первобытном обществе, ведь объединенным общим родством людям было гораздо проще выживать в суровом мире:

  • защищаться от врагов и диких зверей;
  • добывать пропитание;
  • растить детей.

Сейчас семья - это группа людей, связанных между собой брачными или родственными отношениями, моральной ответственностью друг перед другом, общим хозяйством.

Рис. 2. Несколько поколений одной семьи.

Под одной крышей в одной семье могут жить несколько поколений. Поколение - это одновременно живущие люди одного возраста. Например, старшее поколение - это наши бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, а младшее - дети.

Моя семья - моя крепость

Чтобы семья была крепкой, дружной, очень важно, чтобы все члены семьи вели себя соответственно. Семью можно назвать счастливой, если все близкие родственники:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • любят и уважают друг друга;
  • оказывают помощь и поддержку в трудных ситуациях;
  • заботятся друг о друге;
  • вместе проводят свободное время.

Не стоит забывать и о том, что культура общения должна присутствовать не только в школе или на работе, но и, прежде всего, в своем доме. Как часто вы говорите родителям, что любите их, интересуетесь их самочувствием?

Предлагаете ли маме помощь по дому, особенно, когда она устала после работы? Не забываете ли благодарить за вкусно приготовленный завтрак или купленную обновку?

Доброжелательное отношение, вежливая речь, культурное поведение - все это также относится к понятию «дружное семейство». Ведь любящие люди никогда не будут кричать друг на друга, говорить обидные слова, ссориться по пустякам. Так что культура поведения имеет большое значение в каждой семье.

Рис. 3. Семейные традиции.

Связь между близкими родственниками укрепляется и за счет семейных традиций. В переводе с латинского языка слово «традиция» означает «передача». Традиции передаются от одного поколения другому, от старших членов семьи к младшим. Например, походы в лес, семейные чаепития по выходным дням, вечернее чтение книг - все это относится к устоявшимся семейным традициям.

Что мы узнали?

При изучении темы «Наша дружная семья» по программе окружающего мира 2 класса мы узнали, как и для каких целей древние люди создавали семьи. Мы выяснили, что представляет собой семья в современном обществе, какова характеристика по-настоящему дружной и счастливой семьи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 293.

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.(Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

(ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)

2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5

А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.

Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.

Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

V. Физминутка.

За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)

Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)

А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)

После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)

VI. Продолжение работы.

  1. Вернёмся к помощнику- учебнику(стр. 46).
    -Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.

Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения. (слайд 9)

  1. Упражнение «Продолжи предложение» (слайд 10)

Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске.

Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка…
- Мои мама и папа для меня самые…
- Я люблю своих родителей за то, что…
- Я доверяю своим родителям…
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать…
- Свою семью я считаю…
- Моя мамочка для меня самая… - Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … - Я желаю своим близким …

3. Пожелания родителей своим детям (видео) (слайд 11)

После таких приятных слов, хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…

4. Дом моей мечты. Приложение 1 (слайд 12)

Ребята, напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску)

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Планируемые результаты : учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

Оборудование : плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ проверочной работы

(Учитель анализирует ошибки, допущенные в проверочной работе, разбирает задания, которые вызвали затруднения.)

III. Актуализация знаний

(Можно использовать КИМы (тест 39, с. 55—56).)

IV. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.

— Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

— Что вам показалось особенно интересным? (Ответы детей.)

— Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.

— Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

— Мама, вот он я! — закричал Толя.

Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

— Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

— Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)

— Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

— Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье.)

— Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.

V. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 (с. 42).)

— Рассмотрите рисунок ниже. Расскажите о семье.

— Как вы понимаете слова «культура общения»? (Ответы детей.)

— Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним.

(Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение.)

VI. Физкультминутка

(Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный - показывают руками треугольник, он - показывают на другого, не — мотают головой.)

Колпак мой треугольный

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

И если он не треугольный,

Значит, он не мой колпак.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст на с. 44—45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.

— Что такое традиция?

— О каких семейных традициях вы прочитали?

— Какие традиции есть в вашей семье?

— Какие семейные традиции вам понравились?

— Для чего нужны семейные традиции?

— Что вы можете сделать для сохранения добрых семейных традиций?

— А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

— Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)

(Учитель вывешивает плакат «Будь внимателен к близким!».)

Усталая с работы

Пришла под вечер мать.

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он.

— А как вы встречаете свою маму? (Ответы детей.)

— Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Ответы детей.)

(Учитель вывешивает плакат «Помогай по дому!».)

VIII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

IX. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Как нужно вести себя по отношению к близким людям?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

Дополнительный материал

Две неряхи

Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.

У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

— Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:

— Я... это... потому...

Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

— Где же ты была? — спросил старичок. -У Веры...

— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

— Гм... - кашлянул старичок.

А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей было глядеть в глаза старичку.

А кому еще стыдно должно быть? Кому?

Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.

Вверх