Основы православной культуры пасха. Технологическая карта урока по орксэ (опк) 'пасха'. проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности

Технологическая карта

Ф.И.О.

Ерик Алла Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение»

Тип урока

Урок введения в новые знания.

Технология построения урока

Системно - деятельностный подход.

Тема урока

Пасха

Цель, задачи

В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

В области формирования УУД:

    познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

    регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

    коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

    В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

Основные термины, понятия

Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

Оборудование и инструментарий

Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

    Предметные умения :

Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

    Метапредметные умения

Познавательные УУД

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Регулятивные УУД

Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы :

Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1. Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Каков порядок на столе,

Таков порядок в голове.

А мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Приветствие учителя .

Доклад дежурных о готовности класса к уроку.

Личностные :

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Отрывок из стихотворения К. Роше : Слайд 2 .

Христос Воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!

Учебные вопросы:

1. Какова главная мысль стихотворения?

2. Иисус Христос – кто он?

3.Каков Его поступок для человечества?

Дети отвечают на вопросы учителя

Ответы:

1.Христос воскрес.

2. Сын Божий.

3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие.

Метапредметные :

внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

Предметны е: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос».

3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3

Итак, тема нашего урока? ... (дети - «Пасха» )

Верно – тема нашего урока: « Пасха»

Слайд 4

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Что вы знаете об этом празднике?

Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют .

Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока.

Метапредметные:

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Регулятивные:

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию ответа;

Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.

4. Открытие новых знаний.

Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая ) Верно!

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью . Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

( Прослушивание колокольного звона ) Слайд 5.

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н.Э. , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.

( По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы. )

Слайд 6

Внимательно слушают.

Работа в группах.

Выступления.

Заполнение таблицы.

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Извлекать информацию из текстов.

5. Физкульт -минутка

Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно!) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)

Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес!)

Коллективное выполнение

Эмоциональный настрой

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

2.Работа по вопросам: слайд 7

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).

4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть , и прежде умершим даровал жизнь).

Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

Крестный ход, открытие Царских Ворот

    Пасхальное приветствие :

«Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»

    Приветствие друг друга:

Три поцелуя в щёки.

    Пасхальное угощение:

Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

    7 дней каждый может…

Звонить в колокола.

Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр.28-31

Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.

Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

Предметные:

Личностные:

проявлять

Коммуникативные :

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

7.Самостоятельная работа

Слайд 10 - 13 . Тест « Найди верный вариант»

    С каким событием связан праздник Пасхи?

    • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

      Христос воскрес из мертвых

      С весенним праздником мая.

    Почему Христа называют Спасителем?

    • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

      Он спас израильтян от власти римлян

      Он спас людей от глобальных катастроф

    Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

    • Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

      Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

      Люди поняли, что о смерти не нужно думать

    Какой день недели называют малой Пасхой?

    Субботу

    Понедельник

    Воскресенье

Слайд 14

Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

Группировать предметы по существенным признакам.

Оценивать правильность выполнения задания,

Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

ориентироваться на развороте учебника

8. Итог урока

О чём узнали на уроке?

На какие вопросы вы получили ответы?

Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?

Отвечают на вопросы учителя .

Личностные :

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

Уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

Предметные:

актуализировать имеющиеся знания по теме.

9.Рефлексия учебной деятельности .

Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Оценивают своё участие в уроке.

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

10. Домашнее задание

Слайд 16 .

1.Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.

2.Творческое задание.

На выбор:

1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.

2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича».

3. Пасхальные игры и развлечения.

4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.

17 слайд.

Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня!

Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.

Список использованной литературы:

    Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

    Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: , свободный.

    Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru

    1 группа.

    Пасха наступила –

    Радость охватила:

    Иисус любимый,

    Отстрадав, воскрес!

    Поздравляю с праздником,

    Чудом из чудес!

    Праздник Пасхи является переходящим . Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

    1.-Что значит «переходящий» праздник?

    2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

    2 группа.

    После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

    Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

    Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

    1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

    2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

    3.-Кому первому явился Иисус Христос?

    3 группа

    По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

    В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

    После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

    Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

    1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

    2.-Что символизирует крестный ход?

    4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

    5.-Что отвечает народ?

    4 группа

    Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

    Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

    Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

    Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

    1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

    2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

    3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

    5 группа

    Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

    Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

    1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

    2.В чём заключается пост?

    3.Назовите блюда пасхального стола.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

Что означает слово воскресение?

Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.(обобщение)

Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

Игра.

Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо (скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема урока: Учитель начальных классовКузнецова Т.Г.МАОУ ЦО № 13 г. Тамбов Воскресение - день возобновления жизни. Иисус Христос своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется празд-ник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, инакануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы. Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Страстная или Великая неделя: Великий ЧетвергСтрастная ПятницаВеликая Суббота Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками. Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки. Светлое Воскресение Христово.Праздничное богослужениеПасхальная полночь В Православных храмахзвучит благовест Пасхальный гимн. «Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.» На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» Аполлон Николаевич Майков Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес...Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля,И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестьювбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным…В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Домашнее задание: Узнать у мам и бабушек, как они готовятся к празднику. Вспомните, какие праздничные лакомства они готовили.Узнай и запиши один рецепт пасхального блюда который традиционно готовят в твоей семье.


ГБУДПО «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры» в 4 классе)
Тема «Пасха»
Составила: Глухова Елена Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Приреченская СОШ», Рузаевского района
Саранск 2017
Технологическая карта
Ф.И.О. Глухова Елена Александровна
Должность Учитель начальных классов МБОУ «Приреченская СОШ»
Предмет Основы религиозных культур и светской этик (модуль основы православной культуры)
УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение»
Тип урока Урок введения нового знания
Технология построения урока Системно-деятельностныйТема урока Пасха
Цель, задачи
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
Оборудование и инструментарий Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха». Пасхальные обычаи», аудиозаписи Гимна Пасхи, Христос воскрес, колокольный звон, инструментальная музыка. Карточки - задания для каждого обучающегося, для пары и для группы обучающихся, ватман, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
Метапредметные умения Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
Коммуникативные УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
I .Организационный момент
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок
Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.
Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
II .Актуализация опорных знаний.
На уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о проповеди Христа, о Христе и Его кресте.
- Зачем Бог стал человеком?
(Бог-это любовь. Он создал людей и любит их. А кого любят, стараются быть рядом с ними. Поэтому Он решил стать единым с ними. Он хотел испытать все, что свойственно человеку и конечно смерть.)- Как стал именоваться Богочеловек?
(Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем, потому что, он пришел еще и спасти людей.)- От чего спасает людей смерть Иисуса Христа?
(То же что и сегодня: от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей всего мира.)- Как вы думаете, история Иисуса Христа закончилась его распятием?.Кто знает, что с ним случилось?
(Он воскрес.)
- А что значит воскрес?
Учащиеся. ?- Знакомое вам слово « воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « кресс» означает « жить, сиять, сверкать. А Воскресение- день возобновления к жизни.
Отвечают на вопросы.
Проверяют правильность выполнения домашнего задания. Познавательные УУД: уметь объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
III .Постановка учебной задачи.
(На доске слова):
Христос воскресе христосованье крестный ход
- Прочитаем слова на доске.(1 ученик читает).
- Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким словом, ассоциируются эти слова?
(Пасха.)
(в центре доски открывается слово Пасха)
- Какое слово или слова вам подсказали? Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха?
(Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(О Пасхе.)
- У нас сегодня необычный урок. Урок –праздник. Мы будем говорить о христианском празднике Светлом Христовом Воскресенье или как еще говорят Пасха Христова.
- Что вы знаете о празднике Пасхе?
- С этим праздником действительно связано много традиций, символов. Но знаете ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом христианском празднике?(ответы учащихся)
- Какую цель урока мы с вами поставим?
(Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.)
Ответы учащихся
Высказывания детей.
Учащиеся формулируют тему урока
«Пасха».
Определяют цель урока.
Личностные УУД: установление взаимосвязи слова Пасха с жизнью Иисуса Христа
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
IV. Открытие новых знаний.
Динамическая пауза В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Все мы радуемся Пасхе и весне.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
« Проснись земля,- они вещали.- проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Пасха – это воскресение к жизни.
Исследуйте текст, предлагаемый в учебнике и дайте краткий, но обоснованный ответ на вопрос: в чём заключается воскресение Христа?
- Открыть новые знания о Пасхе нам поможет фильм.
Просмотр видеофрагмента
Пасха. Пасхальные обычаи.
- Во время просмотра видео заполните таблицу:
Знаю Узнал
Анализ видеофрагмента.
Взаимные вопросы.
Вывод. Пасха празднуется 40 дней.
Прослушивание и анализ Гимна Пасхи.
- Предлагаю вам послушать Гимн Пасхи.
Анализ музыкального произведения.
Вывод. Пасха – Праздник Праздников.
Игра с сувенирными пасхальными яйцами. Подойдите к однокласснику, поприветствуйте друг друга и обменяйтесь яйцами. Слушают.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Обучающиеся читают текст в учебнике. Работают с информацией, представленной в учебнике, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Высказывания обучающихся.
Смотрят видеофрагмент и делают записи в таблицу.
Анализируют что нового узнали из просмотренного видеофрагмента, делают вывод.
Слушают.
Анализируют.
ХристосоваютсяРегулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное, развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.
V. Закрепление учебного материала.
Подготовка и защита мини-проекта.
Работа в группах.
-Сейчас вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы. (Инструктаж по работе в группах).
Распределите обязанности.
Подготовка мини-проекта. Работа каждой группы по плану.
Задания группам
1 группа: выпустить стенгазету «Яйцо – символ Пасхи».
2 группа: выпустить стенгазету «Пасхальные открытки».
3 группа: подготовить защиту мини-проекта, проведя интервью с присутствующими и собрав обобщённую информацию от каждой группы.
Поиск информации.
Выполнение проекта.
Презентация работ. Во время презентации происходит взаимообъяснение.
Вывод. Расширили знания о традициях празднования Пасхи. Называют правила работы в группе
Ведут диалог с учителем.
Обсуждают, договариваются.
Выбирают лидера группы
Каждая группа получает индивидуальное задание.
Ищут информацию в учебнике с. 29 – 31 Русская Пасха, работают с информацией, представленной педагогом.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают в группе.
Каждая группа представляет свою коллективную работу классу.
Познавательные:
выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;
Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
Личностные:
проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
VI. Итог урока.
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Я прошу вас ответить на вопросы
- Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
- Какие задачи решил каждый из вас?
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
- Что наиболее интересным вам показалось на уроке?
- Что бы вы хотели узнать ещё о Пасхе?
Вывод. Открыли новые знания, учебный материал усвоен всеми. Участвуют в обсуждении вопросов.
Отвечают на вопросы. Личностные:
- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.
Предметные:
актуализировать имеющиеся знания по теме.
VII. Домашнее задание.
Задание на дом (на выбор).
- Как вы думаете, вы всё знаете о празднике Пасха?
Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме.
1. Учебник с. 28 – 31 ответить на вопросы, подготовиться к викторине.
2. Напишите сочинение на тему «Празднование Пасхи в моей семье». Получают задание на листочках.
Отвечают.
Слушают рекомендации учителя. VIII. Рефлексия.
- Вы хорошо сегодня потрудились.
- Возьмите сувенирные пасхальные яйца.
Подойдите к доске и поместите яйца в одну из корзин:
1 корзина: материал урока был полезен.
2 корзина: материал урока бесполезен.
- Сделайте комплимент своим одноклассникам за работу на уроке.
Спасибо за работу. Выражают свое отношение к уроку и делают комплименты..Личностные УУД:
Личностное самоопределение
Регулятивные УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативные УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Конспект урока №8

«Пасха» Цель: формирование понимания, что Пасха - главный праздник православных христиан, смысл их веры. Задачи:

  • Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.
  • Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи
  • Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни
Место проведения: класс. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Ключевые понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова . ХОД УРОКА.
  1. Проверка домашнего задания и мотивация:
Составляется «гроздь» определений слова «крест» Класс делится на две группы: Пасха и Пост. Даются задания: - Запишите какие ассоциации: приметы, обычаи, традиции, атрибуты и т.д. у вас возникают, когда вы слышите слова Пасха и Пост. Запишите их. - Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? Слова запишите. - Вспомните запах этих дней? Слова запишите. - Каким цветом вы бы изобразили эти дни? Название цвета запишите. - С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите. Сообщение темы урока: «Пасха»
  1. Работа с новым материалом (Звучит колокольный звон)

В церковь бабушка ходила.
Помолиться в божий храм
Под свечами и кадилом
Куличи святили там.
Скоро Пасха, Воскресенье,
Зазвенят колокола.
Вешний праздник воскрешенья,
Жизни вечная хвала!

На столе воскресном нашем
Яйца, пасха с творожком,
И большой кулич украшен
Разноцветным сахарком.
У иконы свет лампады
Будто лучик от небес.
Пасхе солнечной мы рады,
Вновь весна! Христос воскрес! - Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник - Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь. Видеорассказ Вопросы после просмотра фильма: - Почему Пасху называют «Праздник праздников»? - Кто первым подарил яйцо на Пасху? Нет для христиан праздника радостнее, чем Пасха, потому что в этот день Иисус Христос ожил - воскрес из мёртвых. Великий пост Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и деревень. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. "Кругом, -вспоминает современник, - делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине. Канун самой строгой последней недели поста - Страстной , когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресенье. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. Обычаи: У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом. Яйца: Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца . По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России! Выпечка: С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. По тому, как удался хозяйке кулич, судили о будущем: если поднялся, всё будет хорошо, а если корка растрескалась - случится несчастье. Приметы пятницы: В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям, инвалид - к смерти близкого человека. Утро Пасхи: Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство. Вечер перед Пасхой Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется - всеобщее бдение. «Бдение» - от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких Так люди подтверждали свою верность Христову-свету: тысячи и тысячи маленьких огоньков зажигались по Руси в весенней пасхальной ночи. В эту ночь обязательно происходил крестный ход: впереди священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажжёнными свечами, выходили на улицу и с молитвами и пением псалмов обходили вокруг храма. Ведь Сын Божий Иисус Христос рождён от света и принёс людям свет. «Христос Воскрес» А после службы, усталые, но радостные, люди расходились по домам. «Христос воскрес!» - радостно говорят они друг другу и «христосуются» - обмениваются поцелуями и крашеными яйцами. Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год. Но прежде чем лечь спать, наши предки садились за стол. Ведь в пасхальную ночь кончался Великий пост - теперь можно есть всё, что захочешь. Пасхальный стол и ярмарки Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. После пасхальной трапезы и короткого сна начинались народные гулянья. Открывались ярмарки. Карусели и качели Большой популярностью как у детей, так и у молодежи во время празднования Пасхи пользовались качели. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте - в основном на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п. - заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски, возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами. Цветы Цветы - важное дополнение любого праздника, и на Пасху их всегда использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям. Пасха приходит вместе с весенним возрождением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника. Цвет Воскресение Христово символизирует красный - цвет самой жизни, её победы над смертью, на Руси называли Пасху красной. Поэтому букеты из красных роз, гвоздик и тюльпанов очень уместны в этот день. Белый цвет символизирует всё самое святое и светлое, именно из белых цветов делают гирлянды вокруг плащаницы на Страстной неделе. Букеты из цветов белого цвета, например, роз или лилий, можно дарить на все христианские праздники. Цветы, которые использовались при подготовке праздничного торжества, на Руси назывались пасхальными. Это были весенние цветы, которые расцветают как раз в это время: нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ландыши, фиалки, подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, а также розы и гвоздики. Пасхальными цветами украшали церкви, жилище, праздничный стол. Спасение мира С этого дня наступает обновление, спасение мира и человека, торжество жизни над смертью. Вся пасхальная неделя проходила как один большой радостный день.

  1. Итог урока, рефлексия
  • В чём заключается Великий Пост, Соблюдает ли ваша семья его? Почему?
  • Как приветствуют друг друга христиане в Пасху?
  • Что вам особенно понравилось, запомнилось на уроке сегодня?
  1. Домашнее задание
- прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы - нарисовать рисунок «Пасха»
Вверх