Урок по основам православной культуры "пасха". «Светлый праздник Пасхи проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема урока: Учитель начальных классовКузнецова Т.Г.МАОУ ЦО № 13 г. Тамбов Воскресение - день возобновления жизни. Иисус Христос своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется празд-ник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, инакануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы. Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Страстная или Великая неделя: Великий ЧетвергСтрастная ПятницаВеликая Суббота Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками. Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки. Светлое Воскресение Христово.Праздничное богослужениеПасхальная полночь В Православных храмахзвучит благовест Пасхальный гимн. «Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.» На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» Аполлон Николаевич Майков Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес...Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля,И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестьювбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным…В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Домашнее задание: Узнать у мам и бабушек, как они готовятся к празднику. Вспомните, какие праздничные лакомства они готовили.Узнай и запиши один рецепт пасхального блюда который традиционно готовят в твоей семье.

    Яйца язычники красили задолго до появления христианства. Крашенное яйцо, так же как кулич с белой шапочкой, да так же, собственно говоря, как и пасхальный кролик в западной традиции - это языческие символы плодородия. По старым русским традициям кулич должен месить мужчина, даже если ему год от роду. Ему необходимо шлёпнуть по тесту кулачком раз пять, чтобы ритуал был соблюден, куличи приносились в жертву Великой Матери, чтобы год был урожайным. И куличи считались ритуальными фаллосами.
    «Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии
    Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян - Иштар, у греков - Кибелы, у хананеев - Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса… Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности». Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. «Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини. Она олицетворяла Мировой Океан и Лоно богов, судьбу и законы природы… По словам Плутарха, она есть «женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение»… Исида «наполняет собой наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению…
    Радоница - 9 день от Пасхи - родительский день, день особого поминовения усопших отмечается сегодня. В этот день принято посещать кладбище и поминать умерших родственников...
    Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) . имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово «тризна» стало обозначать поминки, а «радоница» . весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
    «На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхоз работам, посещают могилы и затем веселятся вечером.
    основе всех языческих праздников русского народа лежало поклонение природе – собственно солнцу, подателю тепла и урожая. Но к солнечному характеру празднеств присоединялся ещё культ мёртвых. Празднуя поворот солнца с зимы на лето, или наступление весны, славянин – язычник верил, что вместе с теплом, цветами и травами на землю возвращаются и души умерших. Смерть – это долгая ночь, зима; с возвратом тепла могут возвращаться и мёртвые. Впрочем, наши предки были убеждены, что умершие всегда присутствуют с ними невидимо, как это явствует из культа рода и рожаниц. Весеннее обновление природы только сильнее приводило на память связь между живыми и мёртвыми. И действительно, какое дело христианам до всего этого…

    Теперь о Пасхе. Пасха, она же Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. Традиционная еда - не кулич с яйцами, а пасха (паска) - это творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки.
    Еще подробнее... Пасха - дословный перевод «прохождение мимо».
    В чём смысл мистического названия праздника Пасхи? Тогда, в Египте евреи обманули Смерть. Они намазали ягнячьей кровью двери своих домов, и Смерть подумала, что в этих домах она уже была, и поэтому Смерть прошла мимо еврейских домов.
    В этом скрытый смысл еврейского праздника Пасхи, который празднует именно одностороннее уничтожение гоев с первого такого успешного геноцида в древнем Египте.
    «… а потом, однажды ночью, на всех еврейских домах появится пасхальный знак кровью (чтобы их не трогать, то есть пасхать, обойти) и обезумевшие массы, подстрекаемые евреями, вырежут всех перворождённых младенцев, как это уже было однажды в Египте». (Ветхий Завет. Исход. 12:7-13, 29-30)

Разработка внеклассного занятия по ОПК в 4 классе Тема «Светлый праздник Пасхи» Учитель: Захарченко Наталья Васильевна МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"

Тема: «Светлый праздник Пасхи». Информационно ­ познавательный классный час, посвященный пасхальным обычаям и традициям Цели: ­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа; ­сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа; побуждать детей к изучению духовного опыта народа, ­ воспитывать бережное отношение к его культурному наследию. Задачи:  Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям;   Формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны; Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии культуры российского народа. Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца, пасхальные сувениры, изделия художественно­прикладного творчества, открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами. План мероприятия. 1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе. 3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке. 4. Поздравления с Пасхой. 5. Игры. 6. Итог. Ход мероприятия. Учитель: Добрый день, ребята! Вы любите праздники? ­ Ученики: (ответы детей.) Учитель: А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.

Ученики: Пасха! Учитель: Правильно Пасха!

Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом. – Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе. Ученики: Страстная неделя Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем, что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа. Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о каком­нибудь евангельском событии. Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы. Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими учениками. Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.

По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней. Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере. В этот день на Руси принято было готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней. Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными целебными свойствами. Хранилась она целый год. Эту соль вы можете сделать в домашних условиях. Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23 часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой). Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь и освятите вместе с пасхальными яйцами.

Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить яйца. Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа. Страстная пятница является самым скорбным днём ­ днём траура. В этот день в церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы, символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того, чтобы добиться материальных благ. Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа. Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы, чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный, то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям, если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам ­ хорошую охоту, девушкам ­ удачное замужество. В Великую субботу красят яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду, предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой жизни и дарование вечного. Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать! Ученик:

Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! С полей уже снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес.. Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет полна чудес Христос Воскрес! Христос Воскрес! Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол – целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола. Ученик. Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь. Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Учитель: Что принято дарить в этот день? Ученики: Крашенные яйца. Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца? (ответы и предположения детей) Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них, которую поведают нам учащиеся. На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Наши предки ­ славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленка. Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также

невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49­дневного поста принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть. Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней дружеские отношения и любовь друг к другу. Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное. Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством. Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое. Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху? (ответы детей). Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка.

Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу… Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно много символов для росписи… Например: Сосна - символ здоровья. Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Символ души. Голубь Сеточка - символ судьбы. Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок - символ силы. Точечки Сливы - символ любви. Хмель - символ плодородия. Любая ягодка - символ плодородия; матери. Цветочки - символ девичества. - символ плодородия. Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62. Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой­либо сюрприз – живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры. 1. «Чоканье яиц» Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло. 2. «Раскручивание яиц» По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. 3. «Катание яиц». Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель. 4. «Сталкивание яиц» По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику. 5. «Битва яиц» Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

Творческое задание Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо. «Украшение яйца в стиле декупаж». Дети раскрашивают заготовки яиц из папье­маше, используя символы и цвет. Выставка работ. Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей. Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус. Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре). Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? Ученик: Крашенки, писанки, крапанки. Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне. Храм Господний озарён Солнцем золотистым. Льётся колокольный звон – Звон пасхальный чистый. Зажигает лица он Радостью сердечной. Ведь поёт пасхальный звон Нам о жизни вечной.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!


ГБУДПО «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры» в 4 классе)
Тема «Пасха»
Составила: Глухова Елена Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Приреченская СОШ», Рузаевского района
Саранск 2017
Технологическая карта
Ф.И.О. Глухова Елена Александровна
Должность Учитель начальных классов МБОУ «Приреченская СОШ»
Предмет Основы религиозных культур и светской этик (модуль основы православной культуры)
УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение»
Тип урока Урок введения нового знания
Технология построения урока Системно-деятельностныйТема урока Пасха
Цель, задачи
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
Оборудование и инструментарий Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха». Пасхальные обычаи», аудиозаписи Гимна Пасхи, Христос воскрес, колокольный звон, инструментальная музыка. Карточки - задания для каждого обучающегося, для пары и для группы обучающихся, ватман, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
Метапредметные умения Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
Коммуникативные УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
I .Организационный момент
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок
Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.
Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
II .Актуализация опорных знаний.
На уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о проповеди Христа, о Христе и Его кресте.
- Зачем Бог стал человеком?
(Бог-это любовь. Он создал людей и любит их. А кого любят, стараются быть рядом с ними. Поэтому Он решил стать единым с ними. Он хотел испытать все, что свойственно человеку и конечно смерть.)- Как стал именоваться Богочеловек?
(Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем, потому что, он пришел еще и спасти людей.)- От чего спасает людей смерть Иисуса Христа?
(То же что и сегодня: от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей всего мира.)- Как вы думаете, история Иисуса Христа закончилась его распятием?.Кто знает, что с ним случилось?
(Он воскрес.)
- А что значит воскрес?
Учащиеся. ?- Знакомое вам слово « воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « кресс» означает « жить, сиять, сверкать. А Воскресение- день возобновления к жизни.
Отвечают на вопросы.
Проверяют правильность выполнения домашнего задания. Познавательные УУД: уметь объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
III .Постановка учебной задачи.
(На доске слова):
Христос воскресе христосованье крестный ход
- Прочитаем слова на доске.(1 ученик читает).
- Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким словом, ассоциируются эти слова?
(Пасха.)
(в центре доски открывается слово Пасха)
- Какое слово или слова вам подсказали? Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха?
(Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(О Пасхе.)
- У нас сегодня необычный урок. Урок –праздник. Мы будем говорить о христианском празднике Светлом Христовом Воскресенье или как еще говорят Пасха Христова.
- Что вы знаете о празднике Пасхе?
- С этим праздником действительно связано много традиций, символов. Но знаете ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом христианском празднике?(ответы учащихся)
- Какую цель урока мы с вами поставим?
(Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.)
Ответы учащихся
Высказывания детей.
Учащиеся формулируют тему урока
«Пасха».
Определяют цель урока.
Личностные УУД: установление взаимосвязи слова Пасха с жизнью Иисуса Христа
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
IV. Открытие новых знаний.
Динамическая пауза В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Все мы радуемся Пасхе и весне.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
« Проснись земля,- они вещали.- проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Пасха – это воскресение к жизни.
Исследуйте текст, предлагаемый в учебнике и дайте краткий, но обоснованный ответ на вопрос: в чём заключается воскресение Христа?
- Открыть новые знания о Пасхе нам поможет фильм.
Просмотр видеофрагмента
Пасха. Пасхальные обычаи.
- Во время просмотра видео заполните таблицу:
Знаю Узнал
Анализ видеофрагмента.
Взаимные вопросы.
Вывод. Пасха празднуется 40 дней.
Прослушивание и анализ Гимна Пасхи.
- Предлагаю вам послушать Гимн Пасхи.
Анализ музыкального произведения.
Вывод. Пасха – Праздник Праздников.
Игра с сувенирными пасхальными яйцами. Подойдите к однокласснику, поприветствуйте друг друга и обменяйтесь яйцами. Слушают.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Обучающиеся читают текст в учебнике. Работают с информацией, представленной в учебнике, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Высказывания обучающихся.
Смотрят видеофрагмент и делают записи в таблицу.
Анализируют что нового узнали из просмотренного видеофрагмента, делают вывод.
Слушают.
Анализируют.
ХристосоваютсяРегулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное, развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.
V. Закрепление учебного материала.
Подготовка и защита мини-проекта.
Работа в группах.
-Сейчас вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы. (Инструктаж по работе в группах).
Распределите обязанности.
Подготовка мини-проекта. Работа каждой группы по плану.
Задания группам
1 группа: выпустить стенгазету «Яйцо – символ Пасхи».
2 группа: выпустить стенгазету «Пасхальные открытки».
3 группа: подготовить защиту мини-проекта, проведя интервью с присутствующими и собрав обобщённую информацию от каждой группы.
Поиск информации.
Выполнение проекта.
Презентация работ. Во время презентации происходит взаимообъяснение.
Вывод. Расширили знания о традициях празднования Пасхи. Называют правила работы в группе
Ведут диалог с учителем.
Обсуждают, договариваются.
Выбирают лидера группы
Каждая группа получает индивидуальное задание.
Ищут информацию в учебнике с. 29 – 31 Русская Пасха, работают с информацией, представленной педагогом.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают в группе.
Каждая группа представляет свою коллективную работу классу.
Познавательные:
выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;
Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
Личностные:
проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
VI. Итог урока.
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Я прошу вас ответить на вопросы
- Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
- Какие задачи решил каждый из вас?
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
- Что наиболее интересным вам показалось на уроке?
- Что бы вы хотели узнать ещё о Пасхе?
Вывод. Открыли новые знания, учебный материал усвоен всеми. Участвуют в обсуждении вопросов.
Отвечают на вопросы. Личностные:
- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.
Предметные:
актуализировать имеющиеся знания по теме.
VII. Домашнее задание.
Задание на дом (на выбор).
- Как вы думаете, вы всё знаете о празднике Пасха?
Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме.
1. Учебник с. 28 – 31 ответить на вопросы, подготовиться к викторине.
2. Напишите сочинение на тему «Празднование Пасхи в моей семье». Получают задание на листочках.
Отвечают.
Слушают рекомендации учителя. VIII. Рефлексия.
- Вы хорошо сегодня потрудились.
- Возьмите сувенирные пасхальные яйца.
Подойдите к доске и поместите яйца в одну из корзин:
1 корзина: материал урока был полезен.
2 корзина: материал урока бесполезен.
- Сделайте комплимент своим одноклассникам за работу на уроке.
Спасибо за работу. Выражают свое отношение к уроку и делают комплименты..Личностные УУД:
Личностное самоопределение
Регулятивные УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативные УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.

Задачи урока:

1) познакомить с историей возникновения праздника;

2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.

Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.

План урока.

Организационный момент 1 мин.

Актуализация знаний 5 мин.

Самостоятельная работа 7 мин.

Работа в парах 3 мин.

Физкультурная минутка 2 мин.

Фронтальная работа 10 мин.

Групповая работа 8 мин.

Рефлексия 9 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, тему урока вы определите сами, послушав стихотворение Лидии Чарской.

Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Учитель: Какому празднику посвящены строки стихотворения? Назовите тему урока. (Строки посвящены празднику Пасха. Тема урока “Пасха”). Cлайд 1. (Презентация)

Учитель: Правильно, Пасха – Светлое Воскресение Христово – главный праздник Православной Церкви. Каждый год, празднуя Пасху, христиане торжествуют избавление от смерти и дарование им жизни вечной.

После Входа Господня в Иерусалим Христа предал один из учеников – Иуда. Враги схватили Иисуса и распяли Его на Кресте. Великая Пятница – день смерти Спасителя на Кресте – самый печальный день в году. За ней идет великая Суббота – самый тихий день в году, когда тело Христа покоилось в пещере – Гробе Господнем. Утром следующего дня несколько женщин пришли к этой пещере. Гроб был пуст, а рядом сидел Ангел.

Ангел сказал женщинам: “Вы ищете Иисуса Распятого? Его здесь нет. Он воскрес!”

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?

Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.

Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. Слайд 2

Самостоятельная работа.

Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 28 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

  1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
  2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Работа в парах.

Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.

Физкультурная минутка.

Фронтальная работа.

Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.

Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.

Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Какие традиции праздника? (яйца, кулич, пасха, христосование). Слайд 3.

Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Приходя в гости, приветствуют словами “Христос воскресе” и слышат в ответ: “Воистину воскресе”, трижды целуются и обмениваются яйцами. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

Учитель: А кто из вас, ребята, может назвать символы Пасхи? (яйца, корзина, птички, зайчики, гнездо). Слайд 4

Групповая работа.

Учитель: Ребята, давайте попробуем в группах из 4 человек составить кластер по теме урока “ Пасха”. Объединитесь в группы.

Учащиеся составляют кластеры и демонстрируют на классной доске. Обсуждение кластеров.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой кластер составила я. Слайд 5.

Рефлексия.

Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вы вместе с родителями изготовили дома праздничные открытки. Давайте организуем выставку открыток.

Дети выставляют открытки.

Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.

Дети объясняют свой выбор.

Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое задание было самым интересным?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть. Слайд 6.

Литература

1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.

2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.

3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.

4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.

Вверх